Что такое Dolby Atmos.

Формат DOLBY ATMOS стремительно ворвался на рынок систем домашних кинотеатров. Сейчас им оснащены уже практически все модели AV- ресиверов.

О DOLBY ATMOS написано уже довольно много, и те, кто хочет углубиться во все технические тонкости, без труда найдут необходимую информацию. В данном материале предлагается описание стандарта и принципов его работы в популярной форме, без излишней «научности». ​

​Е​сли кратко, то раньше при создании саундтреков к фильмам с объемным звучанием, для каждой используемой в помещении акустической системы звук записывается в отдельном канале еще на стадии сведения. При этом предполагается, что все акустически системы будут располагаться в помещении в строго определенных местах относительно слушателя. Только при таком условии получаемое звуковое поле будет соответствовать той картине, которая закладывалась при монтаже саундтрека. В коммерческих кинотеатрах или специализированных частных кинозалах эти требования выполнить можно, да и то не всегда. Что же касается реальных жилых помещений, то на практике расположить колонки «как надо» почти никогда не удается. В результате предполагаемая звуковая картина не только искажается, но зачастую полностью разрушается. Вместо нее остаются только отдельные звуки, которые периодически слышны то из одной, то из другой колонки.

Принцип работы системы DOLBY ATMOS отличается в корне. Звукорежиссер записывает определенный звук во всей его полноте, не разделяя его между каналами. Затем в трехмерном пространстве указываются его координаты и траектория перемещения. Эта информация представляет собой отдельные служебные данные, которые непосредственно на сам звуковой сигнал не влияют. Процессор «на месте» уже сам рассчитывает, как распределить звук между реально имеющимися акустическими системами с учетом их расположения, чтобы в каждый момент времени он для слушателя находился именно в той точке пространства, что указана звукорежиссером. Этот принцип, примененный в DOLBY ATMOS, называется «аудио объектный», в отличие от «канального», используемого другими форматами.

blank

Возьмем банальный пример с пролетающим самолетом, например по диагонали комнаты со стороны экрана. Чтобы обеспечить эффект плавного перемещения звука в пространстве, в предыдущих форматах еще на студии определялось как он будет последовательно нарастать и утихать в каждой конкретной колонке. Но стоит расположить колонки в неидеальных для создания эффекта местах, или ошибиться с подбором модели, и «самолет» будет то появляться, то пропадать, то по звуку напоминать истребитель, то бомбардировщик.

В системе DOLBY ATMOS с максимальным качеством будет записан непрерывный звук пролетающего самолета. А дальше звукорежиссер просто добавит отдельные данные о координатах «движения самолета» в вашей комнате.

При установке домашнего кинотеатра, процессор DOLBY ATMOS при помощи микрофонов и тестовых сигналов определит фактическое расположение и особенности применяемых акустических систем. А дальше он самостоятельно распределит монолитный звук между ними так, чтобы «самолет» пролетел в трехмерном пространстве четко по назначенной для него траектории, причем с сохранением всех тембральных характеристик. Даже если вы используете меньше колонок по сравнению с идеальным количеством, процессор обеспечит максимально возможный результат в данной конкретной ситуации.

blank

По сути, процессор DOLBY ATMOS теперь в режиме реального времени проделывает ту работу, которую раньше делали звукорежиссеры в студии, распределяя звук между дорожками. Но может ли он качественно справиться с этим?

Естественно, мощность процессоров на борту домашнего кинотеатрального оборудования существенно выросла, как и существенно усложнилась заложенная в них «математика». Что получается на выходе лучше оценить самостоятельно. Но практически во всех случаях сравнение с со старыми форматами идет в пользу DOLBY ATMOS с большим перевесом.

Первое, что бросается в глаза неискушенному пользователю, это то, что в долби атмос присутствуют дополнительные колонки, размещаемые на потолке. В упрощенной версии дополнительные колонки ставят на основные и направляют вверх так, чтобы излучаемый ими звук отражался от потолка в направлении слушателя. Таким образом создается эффект виртуального присутствия потолочной акустики.

А зачем она нужна? В традиционных 5.1-канальных или 7.1.- канальных системах все колонки обычно расположены в одной плоскости, а следовательно действительно трехмерную картину формировать не могут в принципе. Добавление потолочной акустики задает еще одно измерение и делает звуковое поле действительно трехмерным.

В некоторых форматах многоканального звука также есть дополнительные колонки, располагающиеся на заданной высоте в строго определенных местах. Но на практике в обычной гостиной обеспечить требуемое размещение крайне затруднительно, иначе гостиная превратится в специализированный кинозал. Поэтому эти форматы фактически распространение не получили.

В общем, преимущества DOLBY ATMOS по сравнению со всеми другими стандартами домашнего кинотеатра с технической точки зрения очевидны. Но, самое главное, даже неподготовленные пользователи при прослушивании отдают им безоговорочное предпочтение. Причем касается это не только спецэффектов блокбастеров, но обычной музыки, поскольку система DOLBY ATMOS способна, также, воссоздать дома и акустические характеристики концертного зала. Ведь звучание, например, симфонического оркестра в Ла Скала разительно отличается от того, как если бы концерт проходил просто в клубе. В данном случае задача системы не «гонять звуковые объекты по квартире», а воспроизводить эффекты переотражений звука, присущие конкретному концертному залу. Да и живой концерт AC/DC или Pink Floyd воспринимается совершенно по-другому, когда слушатель находится «внутри события».