Dolby Atmos vs. Auro-3D

Канало-ориентированный или Объектно-ориентированный звук

В канало-ориентированной звуковой системе (Auro-3D), звукорежиссер смешивает множество звуковых элементов (диалог, шумовые эффекты, музыка и прочее) посредством распределения их по нескольким звуковым дорожкам и направления их по конкретным звуковым каналам, которые соответствуют конкретным колонкам или массивам динамиков в системе. Постпродакшн оснащен стандартной конфигурацией динамиков, которая затем должна максимально соответствовать системе в домашних условиях для точного воспроизведения объемного 3D-звука.

blank

В объектно-ориентированных звуковых системах (Долби Атмос) используется принципиально новый подход к микшированию саундтреков. Компания Dolby предложила в принципе отказаться от привычного поканального сведения саундтрека в студии и перейти к объектному рендерингу звуковой дорожки «на месте». Фактически Dolby избавила звукорежиссера от задачи по сведению разнообразного набора звуков и разложению их на дорожки в студии, переложив эту задачу на кинотеатральный процессор. Иными словами, звукорежиссер просто выбирает файлы с записанными звуками – например, звуком проезжающей машины, шуршащих листьев, играющей музыки, кричащего ребенка, капель дождя и т.д., и указывает место в пространстве, откуда эти звуки должны воспроизводиться, когда и с какой громкостью. К примеру, если необходимо воспроизвести шум движущейся машины, то режиссер в специальных файлах указывает, откуда, куда и с какой скоростью перемещается виртуальный звуковой источник в трехмерном пространстве.

Конфигурация акустической системы

Auro-3D требует трех уровней громкоговорителей:

  1. Нижний уровень проектируется в соответствии с теми же принципами, что и системы в конфигурации 5.1 или 7.1
  2. Средний уровень имеет от 4 до 5 цифровых каналов, полностью дублирующих нижний уровень системы
  3. Верхний (потолочный) уровень – один или более динамиков  для звуковых эффектов сверху.

Внедрение верхних каналов позволило более точно передать ряд событий в звуковой дорожке фильма, таких как пролеты объектов над зрителями (шум вертолета или реактивного самолета), впечатляющие атмосферные эффекты (завывание ветра, раскаты грома, звук дождя).

Максимальное количество каналов Auro-3D (не стоит путать с количеством акустических систем) достигает 13.1 (на основе 7.1 с полной комплектацией среднего и верхнего уровней). Минимальная система начинается с 9.1 (на основе 5.1 с использованием 4 верхних каналов).

Размещение динамиков Auro-3D

Необходимое количество динамиков определяется размерами помещения и количеством рядов кинотеатральных кресел.

Dolby Atmos имеет несколько другой подход к реализации системы. Основная работа по формированию корректного окружающего звучания в формате Atmos ложится на процессор обработки звука, который должен в реальном времени, получая лишь файлы со звуками и пространственно-временными координатами, в реальном времени обсчитать довольно большой поток данных и выдать его на те акустические каналы, которые находятся в его распоряжении – естественно, с учетом того, сколько их в конкретной инсталляции. 

Dolby Labs также использует в своем новом формате звука Atmos два уровня АС. Первый уровень располагается вокруг слушателя примерно на высоте его ушей, а второй уровень акустических систем размещается на потолке – слева и справа. На текущий момент спецификациями Atmos для домашнего применения предлагается использовать конфигурации АС от 5.1.2 до 9.1.4, где первая цифра – это количество традиционных каналов – левый, центр, правый, боковые, тылы и т.п., вторая – это канал LFE (сабвуфер), а третья – это overhead, так называемые верхние каналы.

Размещение динамиков Dolby Atmos

На изображении показано 11 динамиков плюс один сабвуфер, но в зависимости от помещения и желаемого эффекта звучания, вы вполне можете добавить большее количество динамиков, и интеллектуальный звуковой процессор Dolby Atmos будет использовать каждый дополнительный динамик, чтобы направить звук по комнате с максимальной точностью. Хорошо продуманная конфигурация колонок будет поддерживать практически неограниченную позицию звуковых объектов в трехмерном пространстве, что значительно усилит воздействие на слушателя.

Приспособление помещения

Обе технологии Auro-3D и Dolby Atmos имеют спецификации по конфигурации и размещению громкоговорителей как для коммерческих кинотеатров, так и для домашних кинозалов. Однако выслушав разработчиков и производителей обеих систем, разработав несколько кинотеатров с поддержкой обоих форматов, становится очень четко понятно, что спецификация первоклассного домашнего кинотеатра находится где-то между их рекомендациями для полномасштабных коммерческих и небольших частных систем, для того чтобы получить от каждого из этих форматов лучшее. Кроме того, каждое помещение будет иметь уникальное размещение кресел, разные акустические параметры, дизайн интерьера, в котором должны будут разместиться от 15 до 30 динамиков.